Записаться на курсы

Рифы Тиранского пролива (Эт-Тиран)

Глубина:
5-30 м.
Для кого:
Для дайверов всех уровней

Описание

Тиранский пролив (Эт-Тиран) соединяет Акабский залив с Красным морем. Это узкий 16 километровый судоходный пролив между Синайским и Аравийским полуостровами.

Остров Тиран принадлежит государству Саудовская Аравия. В проливе расположены два судоходных фарватера — Энтерпрайз 290м и Графтон глубиной 73м.

Тиранский пролив это интереснейшее место для дайвинга в его водах расположены четыре коралловых рифа: Джэксон, Гордон, Вудхаус и Томас, названные в честь английских картографов которые в 19 веке создали первые навигационные карты данного региона.

ГОРДОН РИФ

Гордон самый ближайший риф к Синайскому полуострову, его несложно узнать по остаткам панамского торгового судна Луллия, в 1981 году севшего на мель на северном склоне рифа. Свое название риф получил в честь одного из английского картографа в 19 веке создавшего первую навигационную карту данного региона.
Плато рифа располагается в форме веера глубина от 10 до 30 метров.
Следуя по маршруту А, вдоль восточного склона рифа на глубине от 10 до 20 метров просматриваются металлические бочки интегрировавшиеся со временем в окружающую среду. Отсюда можно вернуться в отправную точку или проследовать по маршруту В, который приведет вас к небольшому песчаному плато, где обитают морские угри.
Маршрут С, предусматривает посещение огромного, расширяющегося к югу плато. Обогнув песчаную впадину почти круглой формы, именуемую Амфитеатр, можно увидеть кабели и металлические прутья, покоящиеся на дне. Отсюда можно вернуться в исходную точку, пересекая территорию, богатую огненными кораллами, дрейфуя вдоль западного склона рифа.

ТОМАС РИФ

Томас риф считается одним из самых красивых и впечатляющих мест погружений в северной части Красного моря. На рифе отсутствуют точки для швартовки. Южный угол рифа точка отправления по подводному маршруту, следующему вдоль восточного склона, где риф спускается до песчаного плато, начинающегося на глубине приблизительно 25 метров и лежащего слегка под уклоном. На склоне можно увидеть разнообразные кораллы — черные, хлыстообразные, горгонарии, крупные альционарии. На глубине 35 метров расположено плато, обрамленное двойным рядом горгонарий, откуда открывается великолепный, глубокий каньон, пролегающий параллельно рифу и пересекающийся тремя внушительными арками. По окончанию маршрута на восточном берегу можно попасть в очень сильное течение. Если вам удастся преодолеть это место, то при благоприятных условиях, можно обогнуть весь риф и полюбоваться его северным склоном, отличающимся несколькими укрытиями и расщелинами, западным склоном с его укрытиями и пещерами, а также богатой фауной, состоящей из черепах, рифовых и пелагических рыб.

ВУДХАУС РИФ

Вудхауз риф узкой и продолговатой формы отрезок суши. На нем нет стационарных точек швартовки. Погружения производятся при благоприятных погодных условиях с использованием техники дрифт-дайва. Северная половина восточного склона с каньоном открывающимся на глубине около 30 метров расположенным параллельно рифу вплоть до песчаного плато считается самой интересной частью. К северу рифа песчаное плато расширяется поднимаясь до глубины около 14 метров, ведет к седловине, соединяющей Вудхауз риф с Джексон рифом. В прозрачных водах рифа при погружении можно полюбоваться многочисленными кораллами, в том числе и черными на глубине около 25 метров, черепахами, косяками каранксов, черепахами. При неспокойном море желательно закончить погружение до седловины, так как здесь формируются опасные воронкообразные течения.

ДЖЕКСОН РИФ

Риф Джексон самый северный из рифов Тиранского пролива. Риф украшает остов киприотского торгового судна Лара, потерпевшего кораблекрушение в декабре 1981 года. Погружение можно начать по маршруту А, который начинается с южного склона, защищенного от волн и ветров. В этой части на небольшом расстоянии от рифа, расположены несколько стационарных точек швартовки. Южная часть рифа, в некоторых местах пересекающаяся песчаными расщелинами, круто спускается на песчаное дно почти на 45 метров, тут можно обнаружить колонию угрей Gorgasia sillineri. В западном направлении можно увидеть горгонарии, а на глубине около 28 метров – великолепный красный анемон. Далее расположено плато и седловина, соединяющаяся с Рифом Вудхауз. Двигаясь по маршруту В, юго-западный край Джексон рифа с многочисленными огненными кораллами иногда подвержен воздействию очень сильных течений. При благоприятных условиях во время прилива, можно дрейфовать вдоль восточной стороны рифа. Там, на глубине примерно 15 метров, расположено песчаное плато, уходящее в морскую пучину в северном направлении. На этом участке в основном с июля по сентябрь можно встретить крупных пелагических рыб: белоперую рифовая акула, серую рифовую акулу и бронзовую акулу-молот, лисьих акул, а так же черепах. Около северного склона рифа на глубине от 10 до 30 метров расположены остатки судна Лара затонувшего в 1891 году.

ЮЖНАЯ И СЕВЕРНАЯ ЛАГУНЫ

Западный склон острова Тиран называемый дайверами Лагуна риф, окаймлен мадрепоровымы кораллами. Такое название она получил из-за великолепной коралловой лагуны глубиной около 12 метров. Коралловый риф делит ее на две части, так называемую Северную и Южную Лагуны, обозначенные маяками. Намного более обширная Южная лагуна – наилучшая точка для швартовки на этом участке, предоставляющая надежное укрытие при любых погодных условиях. Внешний склон представляет весьма интересное место для погружения. Оно подвержено действию сильных морских течений, которые также определяют северное или южное направление погружения, его лучше осуществлять во второй половине дня. К югу от маяка Южной лагуны простирается плато с большими кораллами. Оно постепенно сужается к северу, превращаясь в крутую стену, богатую рифовой фауной, встречающейся между многочисленными видами твердых и мягких кораллов и горгонариями. У Северной лугуны расположено еще одно плато, населенное колониями акропор и огненных кораллов.

КОРМОРАН

На небольшом отдалении от маяка Северной лагуны, на глубине около 12 метров, находится судно Карморан затонувшее в августе 1984 года, из-за навигационной ошибки. Столкновение было катастрофическим для него, судно почти полностью лишилось носовой части, а верхняя палуба с ее конструкциями потерпели серьезные повреждения. Металлические конструкции колонизированы небольшими акропорами, поциллопорами, многочисленными аравийскими рыбами-хирургами и стаями желтоперых барабуль. Погружение не сложное, но ради хорошей видимости должно происходить при спокойном море.